История - к точным наукам отношения не имеет. Периодически её переписывают по тому или иному поводу, и даже совсем без оного. Ответственный человек, рассуждая о прошлом, не рискнёт утверждать что-либо безапеляционно, даже если речь идёт о событиях пятидесятилетней давности. А что говорить об истории средних веков или ещё более ранней? Дошедшие до нас свидетельства допускают массу вариантов интерпретации. Порядочные историки каждое положение своих трудов должны бы по-хорошему начинать со слов "я думаю", "можно предположить", "существует гипотеза" и т. д. Почему-то они так делают не часто. Плюс к тому, всегда существует что-то, что мешает историку быть чистым профессионалом - "классовое чутьё", "политкорректность", его личные симпатии и т. д. и т. п..
Исходя из этого, я предлагаю просто обратить внимание на некоторые факты и умозаключения, которые, надеюсь, помогут изменить пока что общепринятые, но далеко не бесспорные, мягко говоря, взгляды на историю скрипки. По этой теме даже весьма эрудированные скрипачи говорят о каких угодно странах (Италия, Греция, Индия, Китай и пр.), но только не о России, в большинстве своём искренне считая, что скрипка пришла к нам, возникнув в результате "мутаций" существовавших в начале XVI века на территории Италии инструментов-предков, и уже будучи доведена "до ума" великими итальянскими мастерами.
Соответствует ли действительности то, что кажется таким очевидным?
Посмотрим на фреску из северной башни киевского Софийского Собора начала XI века. На ней - скоморох, играющий на инструменте, который вполне мог быть прародителем скрипки. В западноевропейских странах в это время играли лишь на щипковых и духовых. Обратим внимание на прямой смычок и прижатый к плечу инструмент. До этого ни в одной культуре мира так не играли. Инструмент располагали на коленях, держали вертикально, но нигде и никогда не держали его так, как держат его современные скрипачи и русский скоморох на древней фреске. А самые ранние изображения такой скрипки с таким смычком в Италии - относятся к XVI веку. До этого все пользовались дугообразным смычком. Кроме того, древнерусские прародители скрипки имели квинтовый строй, что тоже говорит в их пользу.
У славянских народов было много похожих инструментов - смык, гудок, скрипель, скрыпица и т. д. Куда же они вдруг исчезли? Почему их исчезновение на Руси предшествует появлению скрипки в Италии? Как так случилось, что русскими народными инструментами стали считать балалайку и гармонь, появившиеся только в XVIII веке?
Начиная с конца XV века Православная Церковь начинает серьёзную борьбу со скоморохами (хотя и до этого игра на музыкальных инструментах не одобрялась), победу в которой в 1648 году царь Алексей Михайлович ознаменовал указом, в котором говорится: “А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь”. Скоморохам пришлось искать пристанище в других странах, русские пра-скрипки не появляются в исторических документах, потому как исключаются из быта власть имущих, оставаясь в ходу только среди простого народа. Время было такое. Можно, конечно, посожалеть о том, что церковным деятелям не пришло в голову бороться именно с язычеством, а не с инструментами, посредством которых можно, между прочим, и Бога славить - это ведь зависит от того, что в голове у исполнителя. Однако - всё относительно. В "цивилизованной" западной Европе в те времена вовсю гуляла Инквизиция, и на кострах жгли не музыкальные инструменты, а людей...
А вот Пётр I гудошников любил, брал на службу, платил неплохие деньги, крестил их детей и гулял на их свадьбах...
Однако скрипка, усовершенствованная итальянцами, вскоре возвращается туда, откуда вышла. Со второй половины XVIII века в России появляется плеяда блестящих скрипачей-виртуозов. Хандошкин, Рачинский, Семёнов, Поляков, Львов, Дмитриев-Свечин, Щепин, Афанасьев и др. были известны далеко за пределами нашей страны.
Если бы история нашей страны была более спокойной, скоморохи сегодня играли бы примерно так. ;-)
Остальное можно додумать-допредполагать самостоятельно.
А если захочется изучить вопрос подробней - рекомендую прочесть:
* И. Ямпольский - Русское скрипичное искусство: очерки и материалы. — М., 1951
* Г. Анфилов - Соперники Страдивари - журнал "Знание - сила", №2, 1961
Да и в интернете можно много чего интересного нарыть. Стоит только захотеть...
P. S. К сожалению, до сих пор не потеряли актуальность слова И. Ямпольского, написанные более полувека назад:
"Нужно решительно отвергнуть различные версии ... о якобы несамостоятельном характере русской скрипичной школы, о том, будто история русского скрипичного искусства начинается с открытия консерваторий, что до этого времени национальной скрипичной культуры в России вообще не существовало. Эти версии распространялись для того, чтобы скрыть действительные достижения русского музыкального искусства, его влияние на мировую музыкальную культуру... ... Извращая подлинную историю русской музыкальной культуры, подобные измышления сеяли неверие в творческие силы русского народа и порождали пренебрежительное отношение к деятельности и творчеству отечественных музыкантов."
оригинал статьи - skripach.ru
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий